Безопасность детей
Направления работы
Главной целью охраны жизни и здоровья детей в детском саду является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий, сохранение жизни и здоровья воспитанников в процессе воспитания и организованного отдыха.
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Данная ситуация поставила перед необходимостью систематизации работы по трем направлениям: предвидеть, научить, уберечь. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.
Деятельность коллектива ДОУ направлена на осуществление комплекса мероприятий для обеспечения безопасного пребывания детей, сотрудников, родителей в детском саду.
В комплексную безопасность участников образовательного процесса мы включаем:
-меры по антитеррористической защищённости;
-меры по противопожарной безопасности;
-меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;
-меры по обеспечению сохранности жизни из здоровья детей;
- меры по охране труда и техники безопасности;
- меры по электробезопасности (ежегодно проводятся замеры сопротивления изоляции; ответственный по электробезопасности проходит обучение и проверку знаний).
Работу по обеспечению безопасности строим по таким разделам:
- Создание нормативно – правовой базы.
- Создание условий для безопасной жизнедеятельности.
- Работа с персоналом.
- Работа с родителями.
- Работа с детьми.
В дошкольном учреждении создана нормативно-правовая база, включающая:
- законодательные и нормативные документы по антитеррористической защищенности, пожарной безопасности (Закон РФ «О Безопасности»от 05.03.1992 №2446-1, ФЗ «О противодействии терроризму»от 06.03.2006 №35- ФЗ, Указ президента РФ от 12.05.2009г. № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», приказы, инструктивные письма вышестоящих организаций)
- нормативные документы, регламентирующие деятельность сотрудников по обеспечению безопасногопребывания воспитанников и сотрудников в учреждении.
- информационные документы (инструкции, памятки, обращения, информация).
Разработан и согласован паспорт безопасности.
Пересмотрена пожарная декларация в соответствии с последними изменениями.
Разработана программа производственного контроля.
Получен ответ на запрос в МВД о судимости работников, где указано, что судимых и находящихся под уголовным преследованием нет.
Ответственные прошли обучение по ГО и ЧС, пожарной безопасности, охране труда, электробезопасности.
Основные задачи
Задачи работы с детьми 3-4 лет.
· Усвоение детьми первоначальных знаний о правилах поведения на улице, дома, в общественных местах, о предметах, требующих осторожного обращения, о предметах опасных для жизни и здоровья.
· Развивать способности к предвидению возможной опасности и построению адекватного, безопасного поведения.
· Сделать знания по разделу «безопасность» личностно значимыми для каждого ребенка.
Задачи работы с детьми 4-5 лет.
· Активизировать знания детей, приобретенные при изучении основ безопасной жизнедеятельности: знать о том, какую опасность таят в себе спички, об опасности шалостей с огнем, о последствиях пожаров.
· Активизировать знания о сигналах светофора, о правилах перехода улицы, о правилах поведения в транспорте и на проезжей части; об опасностях при контактах с животными; об осторожном поведении при контактах с незнакомыми людьми; о микробах и вирусах; о бытовых опасностях; о взаимосвязи и взаимодействии в природе.
Задачи работы с детьми старшего дошкольного возраста.
· Формирование у детей знаний об осторожном обращении с опасными предметами, легко воспламеняющимися предметами, о последствиях пожаров, о действиях при возникновении пожара, об опасностях в быту.
· Об осторожном поведении при контактах с незнакомыми людьми, о конфликтных ситуациях со сверстниками.
· О безопасном поведении во дворе, на улице, дороге, о правилах дорожного движения.
· О бережном отношении к природе, о правилах безопасного поведения на природе, о функциях организма человека, о личной гигиене, микробах и вирусах, здоровье и болезнях.
· Развитие способности к предвиденью возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного, безопасного поведения.
Законодательная база по охране жизни и здоровья детей
- п. 3 ст. 41 Конституции Российской Федерации
- Закон об основных гарантиях прав ребёнка
- Закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию
- ст. 1064 Гражданского кодекса
- ст. 1065 Гражданского кодекса
- ст. 63 Семейного кодекса
- ст. 65 Семейного кодекса
- Закон об образовании
- ст. 6, 19 Конвенции по правам ребёнка
- Приказ Минобразования от 15.01.2002 № 76 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»
- Приказ Минобразования от 07.08.2000 № 2414 «О принятии мер по предотвращению несчастных случаев с обучающимися и работниками образовательных учреждений» и Письмо Минобразования от 12.07.2000 № 22-06-788 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»
- Приказ Минобразования от 26.04.2002 № 29/2084-6 «О всероссийской диспансеризации детей в 2002 г.»
- Письмо Минобразования от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»
- Письмо Минобразования от 27.11.2015 № 08-2228 «Методические рекомендации по профилактике травматизма на занятиях физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях»
- Письмо Минобразования от 12.07.2000 № 22-06-788 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»
- Устав ДОУ и родительский договор
Материалы для работы с детьми
- Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста/Хромцова Т.А. – М.: Педагогическое общество России, 2007.
- Основы безопасности детей дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. М.: Просвещение, 2007.
- Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с.
- План – прогр
- Методические советы к программе «Детство» - СПб: ДЕТСТВО _ ПРЕСС, 2007.
- Основы пожарного поведения/Глибина Л.В. и др – Вологда, 2002.
- Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
- Основы безопасности детей дошкольного возраста./ Стеркина Р.Б. – М.: Просвещение, 2000.
- Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице. Для средн. И ст. возраста: Кн. для дошкольников, воспитателей д/сада и родителей. / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. - М.: Просвещение, 2005.
- Обучение детей правилам дорожного движения/опыт работы ДОУ №9, г.Грязовца, - Вологда, 1990.
- Правила дорожного движения/Рублях В.Э. – М.: Просвещение, 1984.
- Методическое пособие по изучению правил пожарной безопасности в детских дошкольных учреждениях – Вологда, 1993.
- Как обеспечить безопасность дошкольников/К.Ю.Белая и др. – М.: Просвещение, 2001.
- Занятия по правилам дорожного движения/Извекова Н.А. и др. – М.: Сфера, 2008.
- Школа дорожных наук/Старцева О.Ю. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице/Хромцова Т.Г. – М.: Центр педагогического образования, 2007.
- К.Ю. Белая: Формирование основ безопасности у дошкольников 2-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2018. -64 с. Т.Ф.
- Саулина: Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения 2-3 лет. М.Мозаика – Синтез, 2018. – 112с.
- А.Г.Макеева, И.А.Лысенко"Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет" Т.А.Шорыгина
- Загвоздкина Т.В. Безопасность жизни и деятельности дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т.В. Загвоздкина. – Мн.: Полымя, 2001. – 192 с.
- Знакомим дошкольников с ОБЖ: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / [Л.И. Прус и др.] – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2007. – 94, [2] с. – (Из опыта работы дошкольных учреждений).
Обеспечение безопасности детей
Для обеспечения безопасности воспитанников в детском саду существляются следующие мероприятия:
- инструктажи педагогических работников по охране жизни и здоровью детей;
- обучение коллектива действиям в чрезвычайных ситуациях;
- учебные тренировки по эвакуации воспитанников и персонала;
- беседы с воспитанниками, посвященные безопасности жизнедеятельности детей, основам пожарной безопасности и правилам поведения детей на дороге;
Психологическая безопасность воспитанников обеспечивается и гарантируется:
- нормативно-правовыми актами (Закон РФ «Об образовании»; Конвенция о правах ребенка; Семейный кодекс РФ; Концепция дошкольного воспитания; Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; Устав ДОУ; и др).
- сопровождением воспитательно-образовательного процесса пециалистами ДОУ: администрация учреждения, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель – дефектолог, воспитатель, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, медсестра.
Направления оздоровительной работы:
- Обеспечение эмоционально-психологического комфорта детей
- Оптимальная организация режима дня способствующая увеличению двигательной активности детей
- Организация лечебно-профилактических мероприятий
- Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью
При организации воспитательно — образовательного процесса используются различные здоровьесберегающие технологии, такие как:
- Гибкий режим дня,
- Оптимальный двигательный режим,
- Рациональное питание,
- Нетрадиционные виды гимнастик (гимнастика пробуждения, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, логоритмика),
- Психоэмоциональные технологии (оздоровительные паузы, психогимнастика
Личностно — ориентированный подход выступает главным в воспитательно-образовательном процессе. Оздоровительная работа ведется по трем направлениям:
- лечебно-профилактическому,
- лечебно-оздоровительному,
- закаливающих мероприятий;
и имеет своей целью качественное улучшение физического состояния, развития и здоровья ребенка.